суббота, 23 ноября 2013 г.

Публикую свою дипломную работу!

Давно обещала рассказать о своих изысканиях, которые вылились в дипломную работу и все никак не могла сообразить как это лучше сделать. Подумала я подумала и решила - опубликую текст и вставлю приложения по тексту (в дипломной работе они размещаются в конце текстовой части). 
Главным смыслом проекта являлось проведение аналогии между скандинавской прорезной вышивкой «Хардангер» и белорусской вышивкой «Белая гладь».


И так!!!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломному проекту
Тема: «Комплект аксессуаров (сумка, браслет, пояс) к женскому современному костюму. Вышивка»

Студентки 5 курса, 509 группы
Больдюсовой Марии Григорьевны
Руководители:
ст. преподаватель Шлегель Е.Г.
преподаватель Кулапина С.С.


 
Содержание

Введение ………………………………………………………........................
3


Глава I. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства
5
   1.1. Из истории развития ремесла
5
   1.2. Вышивка Беларуси
6
Глава II. Концепция и композиционные разработки
   2.1. Вышивка двухсторонней счетной гладью
   2.2. Композиционные разработки
10
10
11
Глава III. Технология изготовления изделия
   3.1. Инструменты и материалы
   3.2. Последовательность выполнения вышивки
   3.3. Последовательность сборки изделия
13
13
13
20


Заключение ……………………………………………………………………
22


Аннотация ………………………………………………………………….....
24


Список использованной литературы ……………………………………..
25


Словарь терминов ……………………………………………………………
28


Приложения …………………………………………………………………...
29



Введение

         Тема  моей дипломной работы – «Комплект аксессуаров к женскому современному костюму. Вышивка». В комплект включены: сумка, косметичка и пояс.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ручная вышивка и сейчас, в мире высоких технологий и машинного труда, не утратила свою популярность. Интерес к ней не только не ослабевает, но продолжает расти с каждым годом. Появилось множество новых интересных стилей вышивания, с помощью которых создаются уникальные изделия - предметы интерьера, быта, и, конечно же, одежда и аксессуары.
         Цель проекта:
- разработать и выполнить в материале комплект аксессуаров к женскому современному костюму
Проектные задачи:
- собрать текстовый и иллюстративный материал на тему: «Белорусский национальный костюм», «Двусторонняя счетная гладь»;
- изучить белорусский орнамент и на основе изученного материала разработать собственную орнаментальную композицию;
- освоить технику вышивки двусторонней счетной гладью;
         Состав проекта:
- теоретическая часть изложена в пояснительной записке;
- практическая часть представлена в приложениях и в самой работе.
         В первой главе освещается история развития ремесла и краткие исторические сведения о нем.
         Во второй главе описана концепция выбранной темы, включен творческий поиск и композиционные разработки. Из различных способов вышивания мы остановились на двусторонней счетной глади, т.к. в творческой работе использован именно этот вид вышивки.
         В данной главе имеется обоснование соответствия выбора материалов и сюжета с темой дипломного проекта. Также указана используемая в процессе создания схемы электронная программа.
         Третья глава показывает практическую часть моей работы, ее непосредственное исполнение в материале, последовательность выполнения.
         В приложениях присутствуют: образцы швов, выполненные в материале; фотографии с элементами белорусского народного костюма; символы в белорусской семантике; фотографии прототипов работ, выполненных в технике «двусторонняя счетная гладь»; пособие по выполнению швов; эскизы и разработки орнамента в соответствии с темой дипломного проекта.
         Новизна проекта заключается в проведении аналогии между скандинавской прорезной вышивкой «Хардангер» и белорусской вышивкой «Белая гладь».
В основу творческой работы была положена изученная техника «Двусторонняя сетная гладь» и белорусская семантика, что делает ее интересной и необычной.
 
Глава I. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства
1.1. Из истории развития ремесла

         Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.
         Римляне называли вышивку «живописью иглой», хотя сам термин придумали вавилоняне, и один из самых древних образцов вышивки насчитывает более 2000 лет. [5 с. 3]
Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов.
О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.
При византийских царях искусство вышивки достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и сёдла. При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. [6 с.5]
Крестовые походы способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время.
Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские.
В эпоху Возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством.
Пышно декорированная одежда и предметы домашнего обихода какое-то время продолжали оставаться символом недавно обретенного благосостояния и привилегий исключительно зажиточных слоев населения. В европейских загородных домах появились целые комнаты, интерьеры которых были украшены всевозможной вышивкой. Украшались сиденья стульев, покрывала, шторы и стенные панно. Тогда же вошли в моду вышитые иглой картины и чехлы для книг.
К Концу XVIII века на образцах явственно преобладал классический шов крестом. В этот период стало модным вышивать деревья, животных, буквы алфавита и цифры. [5 с.8]
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более доступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах.  Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти. В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. [6 с.7]

1.2. Вышивка Беларуси

Каждому поколению остается в наследство то, что создали талант и трудолюбие предков, то, что выявляет национальный облик народа, его душу, его стремления, то, что каждое поколение должно уважать и преумножать.
         Свое, прекрасное наследие и у белорусского народа. Столетиями, обогащая и уточняя, несмотря на тяжелые исторические условия и войны, создавали белорусы образцы народного творчества. Белорусское народное творчество – поэма жизни белорусского народа на всех этапах истории, тонкое зеркало его души, неисчерпаемая криница творческого вдохновения и художественных образов.
         Во второй половине XIX – начале XX веков вышивание в Белоруссии было одним из распространенных занятий, а вышивка – развитым и популярным видом народного творчества. В той или иной степени ею владела каждая женщина, тем более что в отдельных местах вышивка была одним или главным способом украшения и орнаментации тканей. [18 с. 144]
         Вышивание было одним из основных занятий девушек в тот период жизни, когда все мысли и действия были направлены на свадебное приданое, на то, чтобы подготовить необходимое количество ритуальных предметов, как следует подготовиться к будущей семейной жизни.
        Перечень предметов украшенных вышивкой был не очень большой. Главным пунктом являлась одежда. Заметное место также занимала орнаментация рушников, которые играли важную роль в духовной жизни белорусов. Также вышивали на постилках, скатертях, салфетках.
         Основным материалом для вышивания на Беларуси издавна были льняные полотна. Несмотря на однотипность сырья, технических приемов изделия, качество полотен значительно варьировалась. Оно зависело от назначения полотна, региональных и временных традиций: «намитное», «сорочечное», «верхнее», «среднее» и так далее.
Для вышивки обычно брали тонкое и светлое полотно. Также основой служили ажурные полотна. Отличались они тем, что имели прозрачные просветы – в виде горизонтальных и вертикальных полос, которые образовывали клетку. Применялись такие полотна для скатертей, рушников, постилок. [27 с.12]
         Со второй половины XIX века основным материалом для орнаментации тканей  вышивкой были покупные хлопковые нитки - красные, черные, синие или натурального белого цвета. Для украшения верхней одежды и постилок обычно применяли шерстяные цветные нитки. [18 с.149]
   Традиционные цветовые решения белорусской народной вышивки ориентируются в основном на красный цвет. Монохромные красные вышивки преобладали, хотя часто красный цвет оттенялся синими и черными нитками. Кое-где встречались сочетания красного с белым, красного с белым и синим, а также однотонное белое или монохромное черное или терракотовое шитье (в основном в строчевой вышивке) (приложение 1). 

 
      Красному цвету всегда отдавалось предпочтение, так как с ним ассоциировались такие важные для человека понятия, как кровь, здоровье, жизнь, возможно огонь.
         Белый цвет у многих народов является символом чистоты, святости, невинности и печали. Вышивкой белого цвета украшали одежду.
Способы выполнения белорусской народной вышивки самобытные и довольно разные: натяг, двухсторонняя счетная гладь, двухстороннее шитье (роспись), вышивание крестиком, шов «вперед иголку», стебельчатый шов и другие.
         В послевоенное время массовое распространение получила полихромная вышивка гладью.
         Отношение к этому виду вышивки неоднозначное. В некоторых регионах Беларуси, особенно в восточном Полесье, по соседству с Украиной, полихромная гладь появилась еще в начале XX века и успела выработать некоторые местные приметы, органично включаясь в общую картину народной культуры. Но очень много и перенятых из разных источников эклектичных узоров, разбираться с которыми необходимо в каждом случае отдельно. Поэтому, видимо, полихромную вышивку гладью в целом необходимо считать относительно поздней. [16 с.55]
Основу белорусских вышивок составлял геометрический орнамент. Исходных форм не много: ромб, крест, розетки, звезды, треугольники, прямые и загзагоподобные линии. Но разные сочетания их создают неповторимую композицию, несут в себе историческую, художественную и этническую информацию (приложение 1). [27 с.15]


     Информационным центром являлся ромб, вокруг которого обычно группировались остальные фигуры.
·      Ромб с отростками-лучами наружу – солнце, внутрь – земля; чтобы отразить цветение, плодородие земли, жизнь – символ солнца помещали внутрь символа земли.
·      Восьмиконечная звезда – символ человека, звезда обрамленная цветами – символ матери.
·      Дерево – символ матери-родительницы, символ крепкой семьи и счастья.
         В послевоенное время традиционные виды вышивки почти отовсюду были вытеснены ярким шитьем свободной гладью растительного характера. Традиционная символика и орнаментика уступили место явной декоративности. [18 с.155]
         Вывод: Вышивки каждого народа имеют свои национальные особенности, свои характерные узоры, в которых отражаются представления народа об окружающем его мире, природе, и проявляются его художественные вкусы. Необходимо научиться сохранять и передавать будущему поколению наследие, доставшееся нам от предков, так как оно несет в себе информацию о национальной народной культуре.
 
Глава II. Концепция и композиционные разработки
2.1. Вышивка двухсторонней счетной гладью

         Двухсторонняя счетная гладь имеет разные названия – строчевая вышивка, белое шитье, ажурное шитье, скандинавская вышивка, хардангер, русское шитье по решетке, перевить.
         Название Хардангер такой вид вышивки получил в честь города на юго-западном побережье Норвегии в XVI веке, хотя сама техника зародилась на Ближнем Востоке. К XVII веку она распространилась в Европу и далее на север. [23 с.153]
         У Хардангера и у традиционной белорусской вышивки много общего. Это и элементы – квадрат, крест, звезда; и область применения – одежда, украшение домашнего текстиля и прочее.
Мировую известность Хардангер приобрел благодаря промышленникам, посетившим Норвегию в конце XIX века. Местные жители в национальных костюмах и изделия в сувенирных лавочках сделали свое дело: в Европе, США, Японии, Австралии стали появляться печатные издания с узорами и схемами. Формально же техника была представлена мировому сообществу в 1900 году на Парижской выставке, где экспонированному фартуку с этой вышивкой даже была присуждена награда.
По мере роста популярности Хардангер стал использоваться в обивочных материалах и декоративных тканях, в том числе для украшения столового и постельного белья, а также штор.
В период мировых войн интерес к Хардангеру заметно ослаб и лишь в 70х годах прошлого столетия рукодельницы вновь обратили внимание на этот вид вышивки. [4 с.5]
В Беларуси, как один из видов вышивания, двухсторонняя счетная гладь появилась также в XIX веке.
В основе этой простой, но элегантной техники лежит двусторонняя счетная гладь. Одинаковые либо разные по длине стежки, плотно прижатые один к одному, размещаются в горизонтальном и вертикальном, диагональном  направлении. Строгие геометрические формы, ажурные разделки - вот признаки, по которым легко узнается этот вид исполнения. [18 с.160]
  Изначально в отсутствии красителей вышивка выполнялась хлопчатобумажными или льняными нитками природного цвета - белыми или нитями цвета льна - по ткани аналогичного цвета. Сейчас же выбор цветовых сочетаний ограничивается лишь вкусом мастера.






2.2. Композиционные разработки
        
При создании композиции было продумано графическое и цветовое решение, и изображено на бумаге в предварительном эскизе.
Комплект к современному женскому костюму в технике вышивки состоит из сумки, косметички и пояса (приложение 4).








Выбор элементов для создания орнамента основан на традициях и обычаях народной культуры белорусов.
         Главными элементами композиции являются «дерево жизни» и ромбы. В качестве дополнительных деталей используются «звезды» и другие составляющие, часто используемые в традиционной символике белорусского орнамента.
         Предварительно, с помощью электронной программы для создания схем Pattern Maker for cross stitch,  были  разработаны схемы отдельных элементов  на   основе   анализа собранного материала,  который  представлен  в  приложениях. Из разработанных элементов скомпонованы различные вариации их сочетаний. Были рассмотрены различие масштабности, разница  композиционных  схем,  количественный  набор мотивов, характер линейных очертаний.  В  итоге  мы  остановились  на  данном варианте,  считая,  что  он  являет собой наиболее гармоничное сочетание элементов (приложение 4).
 




Исходя из традиций белорусской народной вышивки, для материала основы был выбран лён равномерного переплетения натурального цвета производства фирмы Permin. Для выполнения орнамента подобраны нитки фирмы DMC - Perle №8, цвет: Ecru.
Вывод: Создание  произведения  декоративно-прикладного   искусства – сложный творческий процесс: художник воплощает  свой  замысел,  свою  художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого  творческого  процесса – поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.

Глава III. Технология изготовления изделия
3.1. Инструменты и материалы

·        Ткань с равномерным плетением - в противном случае будет нарушена симметрия узора. Ткань равномерного переплетения бывает разных цветов и размеров – 22, 24, 26, 28, 30, 32. Чем больше номер, тем тоньше ткань и мельче плетение;
·        специальные нитки, например, Ирис или DMC Perle. Этими нитками вышиваются все гладьевые группы, структурные элементы, формируется кромка. Хорошо, если они будут не слишком скрученными и по толщине адекватными плотности полотна - это позволит нитке полностью закрыть собой гладьевой элемент;
·        тонкие нитки, например, мулине. С помощью такой нитки выполняют все ажурные элементы;
·        игла с закругленным концом;
·        небольшие ножницы с очень острыми кончиками. С их помощью прорезаются ажурные элементы, оформляется кромка;
·        пяльцы;
·        схема вышивки (имитирует собой вышивку на полотне). Способ выполнения крупных ажурных элементов, как правило, дополнительно комментируется в описании работы.
        
3.2. Последовательность выполнения вышивки

Вышивка выполняется строго в указанной последовательности. Сначала вышиваются все гладьевые элементы: помимо декоративной функции, задача этих элементов - фиксировать нити полотна.
         После этого мастер приступает к удалению нитей полотна внутри обшитого контура. Основное правило: нити срезаются только на ограниченных гладьевыми стежками участках вплотную к последним, после чего вытягиваются вручную или пинцетом.
Оставшиеся нити образуют сетку, по которой мастер начинает работать, создавая бриды - столбики, образующие пустые клетки. Обвитие и штопка - основные приемы на этом этапе.
Пустые клетки заполняют самыми разнообразными ажурными элементами.
В заключении мастер приступает к оформлению края работы. Это можно сделать посредством обычной подгибки или же более трудоемким прокладыванием петельного шва вдоль всей кромки и последующим срезанием лишней ткани. Фигурный край при необходимости может быть укреплен текстильным клеем.
Готовую вышивку подкрахмаливают для придания формы и дополнительной фиксации узора, а для придания большей выразительности структурным элементам - отпаривают с изнаночной стороны, подложив под вышивку что-то мягкое, например, махровое полотенце.
Вышивку в технике двухсторонней счетной глади часто сопровождают фрагменты вышивки крестом, не редкость использование в качестве кромки кружева, выполненного крючком. 
Виды швов

1.    Вышивка по прямой линии
Строчевые сетки выполняют по прямой линии, получая квадратные или прямоугольные орнаменты. Если нити подсчитаны правильно, последний блок стежков расположится рядом с первым (приложение 3, рисунок 1).
1. Начните с выполнения двух мелких стежков «назад иголку», оставив кончик нити, который заделаете позднее. Выполните 5 гладьевых стежков, захватывая по 4 нити ткани.
2. Сделайте большой диагональный стежок, выведя иглу на 4 нити вверх от вершины предыдущего блока. Выполните следующий блок стежков тем же способом.
3. В углу сетки при выполнении последнего стежка иглу под прямым углом выведите наружу на расстоянии 4 нитей ткани. Выполните следующий блок.
4. Продолжайте вышивать боковые стороны сетки тем же способом, выполняя по три блока стежков на каждой стороне сетки, пока не подойдете к стартовой точке.
5. Проведите иголку под двумя блоками стежков на изнаночной стороне и обрежьте нить. Распорите швы «назад иголку» и заделайте концы на изнаночной стороне.

2.    Вышивка по диагонали
         (приложение 3, рисунок 2).
1. Начните с двух мелких стежков «назад иголку», оставив кончик нити. Выполните 5 гладьевых стежков, захватывая по 3 нити ткани.
2. Для поворота, выполняя последний стежок, поверните иглу под прямым углом и выведите наружу через 4 нити ткани. Выполните следующий блок.
3. Для поворота сделайте стежок «назад иголку», выводя иглу на другом конце последнего стежка. Выполните следующий блок под прямым углом к первому.
4. Выполните 4 блока с каждой стороны сетки в виде ромба, изменяя угол шва (чередуя шаги 2 и 3), пока не дойдете до места начала вышивки сетки.

3.    Подрезание нитей ткани
Не прорезайте ткань, пока все блоки и вышивка не будут выполнены. Убедитесь, что блоки расположены напротив друг друга и ни одна нить не пропущена. Если начальный и конечный блоки совпали, вышивка выполнена точно (приложение 3, рисунок 3).
1. Обрезайте нити только между гладьевыми стежками. Между двумя блоками с пятью стежками надо обрезать 4 нити.
2. Вытяните обрезанные нити пинцетом, оставив сетку из крестообразно перекрещенных нитей.
3. В длинных сетках обрежьте также другой конец нитей на противоположной стороне.
4. Обработай те весь узор, разрезав оставшиеся нити. Выдерните их, оставив сетку.

4.    Вышивка по сетке
Оставшиеся после продергивания нити внутри сетки вышивают штопальным швом либо обвивают «шнурочком». Это не только дополнительное украшение, но и укрепление ткани. Строчевой сетке можно придать более изящный вид, выполнив по ней ажурный узор воздушно-петельными стежками.

 
·      Бриды, обвитые «шнурочком» (приложение 3, рисунок 4).
1. Закрепите нить на изнаночной стороне, пропустив иглу под двумя или тремя блоками гладьевых стежков. Держите палец позади нитей ткани, чтобы их было легче натягивать. Заполняйте строчевую сетку стежками достаточно плотно.
2. Проведите иглу по изнанке наискосок для вышивки следующей бриды. Заполните обвивкой всю сетку и закрепите нить.
·      Бриды, вышитые штопальным швом (приложение 3, рисунок 5).
1. Закрепите нить на изнаночной стороне, пропустив иглу под двумя или тремя блоками гладьевых стежков. Выведите иглу в середине группы нитей ткани и сделайте стежок «назад иголку» поверх первых двух нитей.
2. Вводите иглу над и под двумя нитями, плотно укладывая стежки. Продолжайте шов в виде восьмерки, пока брида не будет полностью заполнена плотными и ровными стежками.
3. Выведите иглу на изнанку, затем на лицо в середине следующей группы нитей. Продолжайте, пока все бриды не будут вышиты штопальным швом, закрепите концы нитей.

·       «Паутинка» с воздушно-петельными стежками (приложение 3, рисунок 6).
Этот наиболее известный из ажурных швов может быть выполнен как на вышитых штопальным швом, так и на обвитых «шнурочком» бридах.
1. Вышейте штопальным швом 3 перекрещивающиеся бриды. У последней сделайте воздушно-петельный стежок через центр следующей.
2. Направьте иглу под первую часть воздушно-петельного стежка, выведя иглу наружу в середине следующей бриды.
3. Поочередно делайте из каждой бриды по стежку до тех пор, пока не вернетесь к начальной точке. Закончите шов или обвивку на последней бриде.

5.    Крупное филе
Более крупные прорезные квадраты на ткани вырезаются внутри декоративных бордюров, вышитых гладью. Прорезные участки заполняются ажурной вышивкой по продернутым нитям ткани.
Гладьевые швы варьируются по длине и создают многообразные узоры. В счетной вышивке число стежков точно подсчитывают, а нити внутри вышитого прямоугольника группируют и обрезают так же, как и при работе со строчевой сеткой, вышитой блоками из 5 стежков. Поскольку между каждым блоком из гладьевых стежков остается нить ткани, выполняйте на один гладьевый стежок больше, чем количество нитей ткани с каждой стороны.
Нижеприведенные мотивы - квадрат со стороной из 12 нитей ткани и 13 гладьевых стежков.
Большие прорезные квадраты всегда имеют внутри число нитей ткани, кратное четырем.
·      Квадрат с прямым краем (приложение 3, рисунок 7).
Выполните на один гладьевый стежок больше, чем количество нитей на каждой стороне квадрата. Разрежьте первые и последние 4 нити на каждой стороне квадрата. Обвейте или вышейте бриды.

·      Квадрат с фестонами (приложение 3, рисунок 8).
Выполните 5 гладьевых стежков, захватывая 4 нити ткани, затем 5 стежков, захватывая 8 нитей ткани; закончите сторону четырьмя стежками, захватывая 4 нити ткани. Обрежьте нити.


·      Звезда (приложение 3, рисунок 9).
Выполните 1-й гладьевый стежок через 8 нитей, затем каждый стежок на 1 нить меньше, пока не дойдете до стежка, через 2 нити. Прибавляйте по 1 нити на стежке и завершите стежком через 8 нитей.
·      Ромб (приложение 3, рисунок 10).
Выполните 1-й стежок через 2 нити; прибавляйте по I нити для каждого стежка, пока не дойдете до стежка через 8 нитей. Убавляйте по 1 нити на стежке и завершите стежком через 2 нити.

6.    Декоративные швы
Существует бесчисленное количество вариантов строчевой вышивки, причем многие декоративные швы встречаются и в других формах счетной вышивки, например в вышивке крестом, гобеленовой и жемчужной вышивках, ришелье и мережках. Наиболее типичным швом, во многом определяющим характер строчевой вышивки, является гладьевый шов. Его можно выполнять горизонтально, вертикально и по диагонали, создавая прекрасные узоры.
Другими распространенными швами являются звездочки «мадейра», выполняемые внутри маленького квадрата с помощью блоков из гладьевых стежков, простой и двойной швы «назад иголку», а также шов Гольбейна, используемый в вышивке ришелье.
·      Гладьевый шов
Этот шов используют для выполнения геометрических узоров, заполняющих участки ткани вокруг прорезного ажура. Среди бесконечного множества мотивов, применяемых в строчевой вышивке, некоторые из них, например «тюльпан» или «восьмиконечная звезда», пользуются особой популярностью. Гладьевый шов выполняют нитками того же номера, что и блоки из гладьевых стежков вокруг строчевой сетки.
v Тюльпан (приложение 3, рисунок 11).
1. Внимательно считая нити, выполните гладьевым швом первую половину тюльпана
2. Выполните вторую половину тюльпана, вводя иглу в те же отверстия в центре цветка.
v Восьмиугольная звезда (приложение 3, рисунок 12).
1. Внимательно считая нити, выполните вышивку (см. рис.) на необходимое число нитей ткани.
2. Продолжайте вышивать звезду, вводя иглу в те же отверстия.

·      Шов «назад иголку» (приложение 3, рисунок 13).
Этот шов используют на небольших участках линейной вышивки по прямой, особенно эффектно он выглядит там, где ярко выражена текстура ткани.
Начните со шва «назад иголку» через 2 или 4 нити ткани, выведите иглу наружу через то же число нитей перед первым стежком. Последующие стежки выполняйте так же.

·      Шов Гольбейна (приложение 3, рисунок 14).
Этот шов также называют двойным швом «вперед иголку», он очень похож на шов «назад иголку», но более ровный и подходит для длинных участков линейной вышивки.
Выполните линию наметочных стежков с интервалами той же длины, что и стежки. Продвигайтесь назад, заполняя пробелы между стежками. Вводите иглу над стежком и выводите ниже следующего стежка.


·      Двойной шов «назад иголку» (приложение 3, рисунок 15).
Этот шов можно выполнить как по прямой, так и по косой нити ткани. Если поверх этого шва вы будете прокладывать (как в вышивке ришелье) горизонтальные гладьевые стежки, то вышивайте его тонкой нитью на льняных тканях редкого переплетения. Для создания четких, рельефных линий возьмите более толстые нитки.
1. Сделайте диагональный стежок через 2 нити ткани и выведите иглу на одну из сторон через 2 нити ткани.
2. Сделайте другой диагональный стежок и выведите иглу к вершине первого стежка.
3. Продолжайте работать по диагонали, чередуя ряды, чтобы получить две параллельные линии стежков.
4. Дойдя до угла, введите иглу в отверстие предыдущего стежка и сделайте стежок под прямым углом.
    

3.3. Последовательность сборки изделия

         Последовательность вышивки и сборки изделий представлена в приложении 5.
·      Последовательность сборки косметички:
1.    Раскрой деталей верха, подкладки, межподкладки
2.    Дублирование вышитых деталей верха с деталями межподкладки.
3-6. Втачивание застежки-молнии
1.    Разутюживание клапана с застежкой-молнией
8-11.   Стачивание вышитых деталей с клапаном
12. Отстрочка застежки-молнии и заутюживание полученных швов
13-15. Стачивание деталей подкладки
16-17. Выворачивание вышитой части изделия
18. Стачивание деталей верха с деталями межподкладки
19-20. Выворачивание детали верха. Наметка 
21-22. Сборка детали верха с деталями подкладки
23. Сшивание деталей верха между собой потайным швом.
24. Отпаривание готового изделия









·      Последовательность сборки пояса
1.    Раскрой деталей верха и подкладки
2-4. Стачивание детали верха с деталью подкладки
5-6. Выворачивание и разутюживание швов
2.    Вшивание крючков и стачивание среза потайным швом
3.    Отстрачивание края и отпаривание готового изделия




·      Последовательность сборки сумки
1.    Раскрой деталей верха, подкладки, межподкладки
2-3.  Стачивание деталей верх
4.    Выворачивание верха. Отпаривание швов
5.    Дублирование деталей подкладки с деталями межподкладки (поролон)
6.    Притачивание внутренних карманов к деталям подкладки
7.    Втачивание боковин в подкладку
8-9.       Вставка жесткого материала в дно подкладки
4.     Сборка детали верха с деталями подкладки
5.     Стачивание детали верха с деталью подкладки, с одновременным прикреплением канта
6.     Выворачивание канта. Разутюживание шва
7.     Вставка кнопок-магнитов. Отстрачивание канта
14-15. Отстрачивание кнопок
16-17. Окрашивание кружева заваркой
18. Вшивание кружева потайным швом. Пришивание ручек
19. Отпаривание готового изделия









  





Заключение

Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сохранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Уникальные вышитые изделия часто экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа.  
Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.
Традиционное народное искусство Беларуси – неоценимое достояние нашей культуры. Одни его традиции продолжают самостоятельное развитие, другие являются тем неиссякаемым источником, который питает современные, организованные на государственном уровне художественные промыслы.
В ходе исследования литературы по вышивке и сбора текстового и иллюстративного материала мы определились с техникой исполнения. Была выбрана двусторонняя счетная гладь «Хардангер» или «Белая Гладь».
При разработке эскиза будущего изделия, его комплектности и общего вида мы решили оттолкнуться от белорусских национальных традиций. С этой целью были изучены и проанализированы литературные источники  по данной теме. Белорусская семантика, подтолкнула к выбору сюжета орнаментов. На их основе были разработаны схемы для исполнения вышивки.
После разработки схем была освоена техника вышивки двусторонней счетной гладью и выполнено изделие в материале в соответствии с темой дипломного проекта.
Работа  над   темой расширила   мои   представления   о   народной культуре Беларуси. Мне  представилась  возможность  изучить интересующую технику вышивки и народную семантику, разработать орнамент, вложив в него свое видение, понимание, смысл, и выполнить  творческую работу. Те знания, умения  и навыки, которые мной приобретены в процессе работы над проектом помогут  мне в дальнейшей  работе.






4 комментария:

  1. Вот так работа, я в восторге, у вас золотые ручки))))

    ОтветитьУдалить
  2. Это ж надо было столько написать!!!!! Я читала, читала... Потом обалдела от тебя в платье! Тебе надо их носить!!! Тебе реально платья идут!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!!! Это диплом. Вот и писала-писала

      Удалить